16.08.2019
Как современные художники используют классику

Цзэн Фаньчжи и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

То, что происходит с китайским современным искусством сегодня, специалисты называют чудом. В денежном выражении это чудо равняется десяткам миллионов долларов, но нас-то с вами интересует духовная сторона, правда? А с ней дела обстоят так же, как и всюду в мире: китайские художники рассказывают о том, что происходило с их страной в XX веке и о том, что происходит сейчас.

Цзэн Фаньчжи пишет людей в масках, как бы заявляя: «Я больше не доверяю миру и людям!» Иногда недоверие достигает мировых масштабов, и тогда художник использует ключевые образы из истории искусства.

В своей «Тайной вечере» Фаньчжи обращается в одноименному шедевру Леонардо да Винчи. Только вместо Иисуса и апостолов у живописца практически одинаковые люди в масках и цветных галстуках. У всех галстуки красные — это, конечно, символ коммунизма, и только у одного — желтый. Это там, где у да Винчи сидит Иуда, у Фаньчжи расположился капиталист. Так художник выразил свое отношение к переменам, происходящим с его страной. А может, это пророчество?

Энди Уорхол и «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли

Обычно Уорхол «раскрашивал» лица современников: такая участь постигла Мэрилин Монро, Джорджо Армани, Элизабет Тейлор и даже английскую королеву. Делал он это не из вредности. Просто Уорхол хотел показать, как все вокруг становится продуктом и элементом культуры потребления. И живые люди тоже — если они богатые и знаменитые, конечно.

В классических шедеврах Уорхол тоже разглядел объекты массового обожания. И разве мы можем с ним поспорить, когда покупаем себе платки с принтом «Звездная ночь» Ван Гога или чайный сервиз с изображением «Поцелуя» Климта? Мы покупаем эти вещи, потому что они красивые и известные. Об этом и хотел сказать Уорхол, когда заимствовал у Боттичелли лицо его Венеры и создавал разноцветные изображения, печатая их на станке.

Коллектив AES+F и Джованни Беллини

Российский коллектив AES+F по-своему представил одну из самых загадочных картин Возрождения — «Священную аллегорию». Место, где человеческие души предстают перед Высшим судом, у AES+F стало... современным аэропортом! Именно там, по мнению художников, можно разглядеть всю неустойчивость, противоречивость и разобщенность современного общества.

Микеланджело Пистолетто и античные статуи

В 1960-х итальянские художники стали вести себя как мусорщики-хулиганы. Они собирали тряпье, старые газеты, ветки, камни и прочий уличный мусор, чтобы сделать из этого... произведения искусства! Критики назвали это направление arte povera, что в переводе с итальянского значит «бедное искусство».Один из классиков «бедного искусства» Микеланджело Пистолетто обратился к античным идеалам, но не для вдохновения. Он хотел, чтобы зрители усомнились: а так ли хороша античная статуя с прекрасными пропорциями, если поставить ее не на постамент, а посреди кучи цветных тряпок? Но это лишь одна трактовка знаменитой «Венеры тряпичной». Другая намекает на то, что время классического, ясного и простого искусства прошло. Теперь, чтобы найти красоту, нам придется покопаться в бесформенной и пестрой куче тряпья.