8 (495) 1337663
info@oppopart.ru

31.05.2018
Чем Мане разозлил публику?

Ученики школы OP-POP-ART часто задают вопрос, что такого провокационного в картинах Эдуарда Мане «Завтрак на траве» и «Олимпия».

Чтобы понять, почему современники обозлились на художника за эти работы, нужно посмотреть, какие настроения царили в искусстве и обществе того времени.
В почете была салонная живопись: портреты нагих Венер с идеальными фарфоровыми телами. Мане же написал не богинь, а реальных женщин. Именно эта правдоподобность смущала зрителя.

«Завтрак на траве» мастер писал для Парижского салона, но жюри не допустило работу к выставке. В итоге картину представили на Салоне отверженных. Критики ругали полотно, быстро проходили мимо него с женами, а потом… незаметно возвращались, чтобы разглядеть его внимательнее и посмеяться в кулак.  

Эта картина стала своеобразной пощечиной обществу. В то время многие мужчины обращались к женщинам легкого поведения, находясь в браке. Это происходило, но вслух не обсуждалось. Получается, что Мане взял ту часть общественной жизни, о которой все знали, но делали вид, что ее нет – и выставил напоказ. Такую правду ему не могли простить.

Эдуард Мане "Олимпия"

Не смогли простить его и за то, что «Олимпия» выглядит не как богиня с фарфоровой кожей, но как земная женщина с достоинствами и недостатками. Кроме того, богини на картинах, принятых Салоном, всегда смотрели в сторону, а девушка Мане смотрит прямо в глаза зрителю.

Для полотна Мане позировала его любимая натурщица Викторина Мёран. Но есть и альтернативная версия, якобы перед нами – влиятельная куртизанка Маргарита Белланже, пленившая самого Наполеона.