03.05.2018
Клод Лоррен, влюбивший в пейзаж придирчивую французскую публику

Вы любите пейзажи? А знаете ли Вы, что пейзаж — это сравнительно молодой жанр изобразительного искусства? Долгое время его относили к так называемому низкому жанру. Считалось, что пейзаж писать проще, чем, например, фигуры. И поэтому пейзаж долгое время служил скорее фоном к произведениям, нежели отдельным жанром. В эпоху Возрождения пейзажу начинают уделять больше внимания (вспомните ту же Мону Лизу), а к XVII веку его уже воспринимают как самостоятельный вид живописи.

Знаете, кого можно назвать отцом европейского пейзажа? Французского художника Клода Лоррена. Он смог влюбить в природу придирчивую публику и сделать пейзаж высоким жанром. Как? Просто и гениально! Чтобы угодить консервативным взглядам заказчиков, Лоррен вписывал в пейзаж библейские или мифологические сюжеты. Фигуры, к сожалению, давались ему не очень хорошо, поначалу он даже просил других мастеров писать их на своих полотнах. Только на поздних работах он писал сам все от начала до конца.
 


 

Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя

 

Несмотря на то что Клод Лоррен — французский художник, практически всю свою жизнь он провел в Италии. И этот факт, несомненно, наложил отпечаток на его творчество. В его пейзажах угадываются итальянские виды, а ранние работы изобилуют архитектурными деталями. Клод Лоррен писал классические идиллические пейзажи, похожие на кулисы в театре. Холст он делил на три плана: передний служил обрамлением, на второй он помещал сюжет с фигурами, а дальний был словно в дымке.

 

Пейзаж с Энеем на Делосе

 

Художник проводил на природе очень много времени. Он одним из первых начал изучать световые эффекты, наблюдал за тональными и световыми изменениями в разное время суток. Лоррен подбирал тона для каждого плана пейзажа, отчего они казались такими реалистичными и объемными.


Полдень (Отдых на пути в Египет).

 


 

Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой Кумской

 

 

Итальянский пейзаж

 

Клод Лоррен оказал влияние на всю европейскую и особенно английскую пейзажную живопись. Его картины стали предметами роскоши еще при жизни художника, заказчики записывались в многолетние очереди. Он оставался популярным и после смерти: его полотна ценили поклонники два века — до появления импрессионистов.