8 (495) 1337663
info@oppopart.ru

19.12.2018
Не квадрат и не черный: все, что вы хотели спросить о главном шедевре Малевича

Привет, с вами Анастасия Постригай и моя Школа популярного искусства Op_Pop_Art. Много лет я рассказываю об искусстве самым разным людям, и знаете, что их объединяет? Каждый из них хоть раз спрашивал: «А что же хотел сказать Малевич своим «Черным квадратом»? Говорят, как ни вглядывайся — сплошная темнота, да и только. И почему ее показывают в Третьяковке?»

Так родилась серия текстов о «Черном квадрате», первый из которых вы начнете читать уже через пару строк. Вы узнаете, в чем же смысл этой простой и одновременно странной картины, как правильно на нее смотреть и какой была эпоха «Черного квадрата».

Начнем с самого главного… В этой статье ВСЕ, что вы хотели спросить о «Черном квадрате». 3-2-1… Старт!
 

Говорят, что «Черный квадрат» — не совсем квадрат и не совсем черный. Это правда?

Да. В каталоге футуристической выставки «0,10» (ноль-десять), где в 1915 году и состоялась премьера картины, «Черный квадрат» назывался «Четырехугольником» — на этом настаивал сам Казимир Малевич. Строго говоря, из квадратного в «Черном квадрате» только сам холст размером 79,5 на 79,5 сантиметров, а у черной фигуры нет ни одного прямого угла. К тому же всякий, кто хоть раз останавливался напротив полотна в Третьяковской галерее, мог заметить, что со словом «черный» в названии тоже погорячились. Трещинки на красочном слое так и тянут заглянуть «Черному квадрату» в самое сердце: а что если художник всех обманул? Малевич и правда оказался выдумщиком. В 2015 году в Третьяковке выяснили, что под слоем черной краски действительно есть посторонние изображения — целых два! Сюрпризом стал и состав «черноты»: художник использовал жженую кость, темно-зеленый пигмент и даже мел. Поэтому «Черный квадрат» лишен блеска и глянца — только матовая, глубокая, всепоглощающая темнота.
 

А причем тут «негры в темноте»? Это народный анекдот или скрытый смысл картины?

Когда «Черный квадрат» стали исследовать с помощью рентгена, под слоем черной краски обнаружили еще и авторскую надпись. Специалисты расшифровали два слова из трех — «битва негров», но предположили, что на месте третьего прячется «ночью». Дело в том, что еще в 1880-х французский писатель Альфонс Алле создал три картины, которые явно пришлись бы по вкусу эксцентричному Малевичу. Это «Битва негров в пещере глубокой ночью», «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» и «Первое причастие хлоротически-бледных девушек в снежную пору» (или в другом переводе с французского «Анемичные девицы идут к первому причастию в снежную пору»). Звучит сложно, но на деле это были черный, красный и белый прямоугольники.
 

Получается, Малевич не изобрел ничего нового? Тогда почему «Черный квадрат» считается революцией в искусстве?

Француз Алле был шутником, черным юмористом и любителем абсурда. Его «негры», «помидоры» и «бледные девушки» были остроумной выходкой, не более. Малевич же был изобретателем, горячим теоретиком и далеко не глупым человеком, которому повезло жить в эпоху великих перемен. Начиная с Эдуарда Мане, импрессионистов (Клода Моне, Эдгара Дега, Камиля Писсарро) и постимпрессионистов (особенно Поля Сезанна) у искусства не было шансов оставаться в классических рамках. Понятные полотна с сюжетами из Библии и мифологии остались в ушедшем XIX веке. В новом столетии у художников появились новые задачи: им больше не нужно было рисовать людей и предметы «как в жизни» — с этим прекрасно справлялись фотографы. Живописцы хотели разговаривать со зрителем на языке эмоций! Кто-то делал ставки на цвет (как Анри Матисс и фовисты), кто-то разбивал реальность на множество осколков (как Пабло Пикассо и кубисты), а кто-то просто «разбрасывал» по холстам фигуры и линии (как Василий Кандинский и абстракционисты). Абстрактная живопись вообще похожа на музыку: как композитор расставляет ноты в правильном порядке, так и художник выстраивает картину. А вот смысл зритель может толковать как угодно: что чувствуешь — то и правильно!
 

Стоп... Мы же о «Черном квадрате». Причем тут музыка?!

Самым «музыкальным» русским авангардистом считается Василий Кандинский: его абстрактные полотна и правда напоминают разбросанные по холстам ноты и порванные нотные линии. Но и в творчестве Малевича музыка сыграла не последнюю, хотя и довольно условную, роль. Дело в том, что в 1913 году русские футуристы во главе с поэтом Анатолием Крученых задумали ставить оперу «Победа над Солнцем», где люди будущего снимают Солнце с небосклона и заколачивают в гроб. Текст написали на выдуманном языке — «зауми» (всякое слово на нем слышалось как случайный набор звуков), да и музыка была не самой приятной. Декорации доверили Малевичу. Он создал яркие костюмы, похожие на роботов, задник разрисовал геометрическими фигурами, а в финале показал... обычный черный квадрат на белом холсте! В следующий раз «Черный квадрат» увидит мир уже в 1915 году, на выставке «0,10».

Казимир Малевич. Эскиз декорации к опере «Победа над Солнцем»

Казимир Малевич. Эскиз декорации к опере «Победа над Солнцем»

 

То есть на то, чтобы подготовить «Черный квадрат» к выставке у него ушло два года? Серьезно?!

По правде сказать, Казимир Малевич не сразу понял, что создал шедевр. Спустя два года после премьеры «Победы над Солнцем» он признавался, что написал «Черный квадрат» бессознательно, но теперь разглядел в рисунке большое значение. Он чувствовал, что старое искусство закончилось, и новому суждено было начаться с «Черного квадрата». Так родился супрематизм — абсолютно новое течение в искусстве, а «Черный квадрат» стал его манифестом.

Малевич брал белый холст, простейшие фигуры (круг, квадрат, крест) и закрашивал их одним цветом (черным, красным, желтым или синим). Глядя на такую картину, вы не видите ничего, кроме... круга, квадрата и креста! Но в этом и смысл. Художник не подсказывает и не диктует, что вы должны чувствовать. Он просто и ясно говорит вам: вот холст — он белый, вот фигура — она простая, вот краска — она чистый цвет. А вот искусство — теперь оно свободно. Как и вы! Художник дает свободу думать, как вам угодно, и понимать его произведение, как вам хочется.
 

Окей, а что сам Малевич-то говорил?

Малевич мечтал, что люди вырвутся из рамок, в которые их ставит собственный разум, и заговорят со своим подсознанием. Как рассуждал художник? Вот подходит человек к «Черному квадрату». Видит белый холст без рамы, черную фигуру посередине, читает название: «Черный квадрат»... Хм! Человек подозревает неладное. Он думает, что просто «черный квадрат» не может висеть в галерее. Значит, есть какой-то особенный смысл, надо только основательно подумать. Человек думает. Думает, что картина напоминает темное окно. Что бесконечный космос, должно быть, такой же черный. Что... Стоп! ЭТО ЖЕ ПРОСТО ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ. Все, круг размышлений о высоком замкнулся. А Малевичу только того и надо! Художник надеялся, что пока вы напрягаете мозг в поиске адекватных объяснений, у вашего подсознания есть шанс вырваться наружу. И показать вам такое, чего никто другой в этом «Черном квадрате» никогда не разглядит.

Впрочем, некоторые современники Малевича увидели в «Черном квадрате» запустение и бездушие. Историк искусства и художник Александр Бенуа говорил, что картины Малевича заменяют супрематистам иконы с мадоннами. На что Казимир Малевич отвечал, что нет ничего проще, чем «разогреваться» перед хорошенькими, милыми личиками. А ты попробуй увидеть красоту в густой темноте!

Выставка «0, 10

Выставка «0, 10


А что еще говорили современники Малевича? Как жили, что читали в газетах, какую музыку слушали, каким новостям удивлялись? Какая она, эпоха «Черного квадрата»?

Погружение в эпоху усиливает эмоции от картины и приближает вас к пониманию замысла художника. Устрою вам свидание с началом XX века! В с
ледующей статье :)


А как Вы относитесь к «Черному квадрату»? Напишите в комментариях smiley

 

Интересуетесь искусством? Тогда приходите на мой бесплатный онлайн-практикум!

РЕГИСТРАЦИЯ ЗДЕСЬ >>