8 (495) 1337663
info@oppopart.ru

11.12.2017
О русском классицизме и эксцентричном богаче Демидове

С восхождением на престол Екатерины II наступила новая волна эпохи Просвещения.

Императрица начала настоящую борьбу за распространение образования в России: она открывала библиотеки, музеи, академии и первые женские институты.

А основой ее пропаганды просветительских ценностей стало искусство.
 

 

Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины II

 

По примеру Франции русское искусство обратилось к античности.

Русский классицизм пришел на смену елизаветинскому барокко и проник во все сферы искусства: от музыки до архитектуры.

Екатерина вернула традицию покровительства искусству и наукам.

Художники создавали так называемые опекунские серии портретов знатных людей, которые жертвовали собственные средства на строительство образовательных учреждений.

Один из них — портрет П. А. Демидова кисти Левицкого.
 


 

Прокофий Акинфиевич Демидов — один из самых богатых и уж точно самый эксцентричный человек своего времени.

Потрясенный изобретением очков в оправе он одел в них всех своих придворных (включая собак!).

Чтобы проучить англичан, которые завышали цены, скупил всю пеньку.

Устраивал масштабные пирушки и выезды.

От его выходок страдала сама императрица: Демидов мог отказать в приеме даже послу Екатерины II!

Но при этом он искренне любил науки: Прокофий Акинфиевич получил образование за границей и щедро жертвовал средства на новые учебные заведения в России.

Именно таким и изобразил его художник Левицкий.

Демидов предстает перед нами в чинной позе, но в пижаме.

Мы понимаем: человек образованный, однако капризный.

Его окружают, казалось бы, странные предметы: луковицы растений, лейка, горшки…

Дело в том, что Демидов был биологом, увлекался ботаникой, собирал гербарий и написал трактат «Об уходе за пчелами».

А на заднем плане мы видим здание Московского воспитательного дома: Прокофий Акинфиевич жертвовал на него значительные средства.

Художник представил одну из любимых аллегорий эпохи Просвещения: новое образованное поколение взращивали и опекали подобно растениям, от которых ждут цветов и плодов.

Позже это поколение в качестве плодов принесло восстание на Сенатской площади в 1825 году.

Но это уже совсем другая история...
 

Картина вверху страницы: Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773
 

Приглашаю на Базовый курс по истории искусства >>