8 (495) 1337663
info@oppopart.ru

08.05.2018
Первый портретист России и «любимчик» Петра I

Ну кто же не знает, что Петр I «прорубил окно в Европу»? А что эта фраза значит для искусства? На самом деле, это «окно» для нас стало началом светского искусства. В Россию стали приезжать иностранные мастера, а самых талантливых русских художников отправляли на обучение за границу. В то время как в Европе уже давно прошел Ренессанс, в России живопись только начинала свой путь…

Хотите разбираться в русском искусстве? Тогда предлагаю начать с основ. Знаете, кто участвовал в создании «фундамента» русской живописи и по совместительству был первым портретистом? Итак, сегодня герой дня — Иван Никитин.

До XVIII века в России преобладало религиозное искусство, поэтому профессии художника как таковой не существовало. Художники были, скорее, разнорабочими: они раскрашивали статуи, рисовали знамена…

Иван Никитин был одним из первых русских художников, которых Петр I пригласил ко двору. Более того, Никитину было позволено заниматься исключительно портретной живописью.
 


 

Портрет царевны Прасковьи Иоанновны
 

Художник обучался сначала у приглашенных иностранных мастеров, а затем отправился на четыре года в Италию за государственный счет. За это время он так усовершенствовал свое мастерство, что исследователи впоследствии долго спорили об авторстве его последних портретов: он ничуть не уступал своим иностранным именитым коллегам. Действительно, Иван Никитин был настоящим революционером русской живописи: он отказался от иконописной манеры и использовал законы перспективы.

Чтобы понять, насколько стремительно развивалось творчество этого художника, давайте сравним две его работы.

Портрет царевны Натальи Алексеевны Никитин выполнил в ранний период творчества. Посмотрите, как реалистично изображена сестра Петра I. Портрет был написан незадолго до смерти царевны, которая долго болела, и Никитин подметил ее болезненный вид. Ее лицо написано объемно, чего не сказать о ее фигуре. А вот в изображении наряда еще сохраняется некоторая плоскостность. Первые русские портреты называли парсунами, и они напоминали иконописное изображение. Парсунная техника прослеживается и в работе Никитина: складки платья очень жесткие, а отблески на ткани отмечены иконописными пробелами.
 

 

Портрет царевны Натальи Алексеевны


Вскоре после окончания портрета царевны Никитин был отправлен учиться живописи за границу. А после возвращения и теплого приема Петром художник, уже в качестве гофмалера, пишет портрет канцлера Головкина.
 



Портрет канцлера Головкина

Заметили, как выросло мастерство Никитина за четыре года? Как тонко и реалистично написано лицо канцлера, как правдоподобно и объемно передан его наряд! Стоит отметить, что Иван Никитин был впереди всех не только по технике исполнения портретов, но и по передаче личности героя. Посмотрите, как скромно художник указывает на ордена Головкина. Для него центром внимания является не статус героя, а его личность. Это сильно отличалось от традиционного понимания портрета того времени, когда художники старались изобразить портретируемого, что называется, при полном параде.

Иван Никитин был любимым художником и гордостью Петра Великого. И неудивительно, ведь в своем творчестве русский мастер «перешагнул» несколько веков развития европейской живописи, полностью отказался от иконописной манеры письма и положил начало новому жанру русской живописи.
 

 

Портрет напольного гетмана

 


 

Петр I на смертном ложе

 


 

Портрет Марии Яковлевны Строгановой

 


 

Портрет Елизаветы Петровны в детстве

 

А кто ваш любимый художник-портретист?

Напишите в комментариях ☺