14.03.2017
Как понять современное искусство?

Итак, как же понять современное искусство, о котором так много спорят в обществе? Одни люди увлечены им и готовы тратить огромные деньги на коллекционирование, другие не понимают, что прекрасного во всех этих часто отталкивающих инсталяциях и вообще считают, что современное искусство - это своего рода "голый король". Каждый из них прав по-своему. Во все времена были хорошие художники, а были посредственные. В современном искусстве то же самое. И чтобы научиться отличать шедевры от рядовых работ, нужно многое смотреть, интересоваться и получать знания. Это большой плюс современного искусства: при правильном подходе оно провоцирует аппетит к познанию нового. 

Три важных момента

С одной стороны, чтобы понять современное искусство, нужно неплохо ориентироваться во всем, что было до него, с другой – отбросить все стереотипы и клише и приготовиться к чему-то новому.

Во-первых, у современных художников часто встречаются отсылки к работам старых мастеров. Например, инкрустированные черепа Дэмиена Херста – это своегорода отсыл к ванитаc (натюрморт эпохи барокко, в центре которого всегда был череп). Знания помогают распознавать тонкие цитаты и аллюзии.

Во-вторых, желательно знать, что происходило в искусстве до сегодня, чтобы видеть, кто из художников сказал что-то действительно новое, а кто просто повторил то, что изобретено раньше.

► 
В-третьих, актуальное искусство всегда реагирует на то, что происходит в мире, оно не развивается в вакууме. Зная, как искуство реагировало на перемены в жизни человечества раньше, м ыможем лучше понять художественный язык современности. 

Но помимо знаний важное качество - открытость к новому.

Чтобы понимать современное искусство, важно перестать оценивать произведения с позиции того, «как надо», но задавать себе вопрос, цепляет ли это?Заставляет ли вас думать? Меняет ли мир? Ведь во многом это и есть задача современного искусства - будоражить зрителя (часто через провокацию), фиксировать действительность и (или) вызывать перемены.

На фото: Джефф Кунс «Губы» (2000, Галерея Гагосяна).